«Ой, простите меня, я немного опоздала», – смущаясь, сказала Людмила, вбегая в вестибюль ЦКР. – Не рассчитала время, обычно это у меня получается».
Мы поднялись с нею на второй этаж, где располагаются кабинеты готнянских мастеров. Людмила Перепелица сразу покорила меня своей открытостью: начала рассказывать историю, которая в последнее время более всего её волнует.
«20 лет назад наши родственники продали родовую усадьбу, расположенную на хуторе Савченко (Краснояружский район). Там родился мой отец. Но в нашем доме никто не жил и через время всё обветшало, заросло», – раскладывая свои вещи, говорила моя новая знакомая.
Всё это время Людмиле снился её дедушка, с которым они были очень близки. Видимо, это совесть не давала ей покоя: нельзя так поступать с родовыми усадьбами. И вот совсем недавно Людмиле и её мужу Ивану удалось разыскать собственников и выкупить усадьбу.
«Вы знаете, мне перестал сниться дедушка и душа успокоилась. Мы навели там порядок, вырубили разросшиеся деревья и только тогда привезли туда родителей, папа был в лёгком шоке. Он долго не верил, что эта усадьба снова наша. Сегодня он счастлив и всё свободное время проводит там. Ведь работы в частном доме хватает в любое время года…», – рассказала Людмила.
Вот так легко началось наше знакомство, ну а далее уже было совсем просто. Есть контакт!
Людмила Перепелица родилась и выросла в Красной Яруге, там же окончила школу и туда же приехала трудиться после учёбы в педколледже. Работала в начальной школе. Особенно её дети любили уроки рисования и труда, где нужно было лепить и мастерить. Секрет этого довольно прост: молодая учительница сама была увлечена искусством и детям сумела привить любовь к декоративно-прикладному творчеству.
Ей очень нравилось работать с детьми, но много времени отнимали различные учебные отчёты, поэтому она не сильно расстроилась, когда ей пришлось уйти из школы. Именно тогда сбылась её мечта: её взяли на работу в Дом культуры посёлка Пролетарский, откуда был родом её муж Иван и куда семья переехала жить.
Людмила с головой окунулась в интересную работу. Набрала детей в кружки и начала учить различным видам росписи. Особенно она и её ученики любят городецкую роспись. В нескольких словах расскажу об этом ярком художественном промысле: картинки выполнены свободными мазками с графической обводкой, зародился он в Нижегородской области. Раньше этой росписью украшали разнообразные бытовые предметы из дерева. Городцом называли главный базар Нижнего Новгорода, где местные умельцы продавали свои изделия, точнее, расписную утварь. На узорах отображали городскую жизнь, быт населения и традиции. Именно по городецкой росписи Людмила защищала диплом в колледже, а затем и в БелГУ.
«Знаете, спутать изделия данной техники с иными промыслами практически невозможно. Ведь они изобилует большим количеством разнообразных оттенков и пышных букетов. Только здесь сюжет гармонично сочетается с искренностью простых граждан. Городецкая роспись – это изображение конной прогулки, охотников в лесу, встреч за весёлым чаепитием, за прялкой, весёлых свадеб», – с воодушевлением рассказывала Людмила.
Целую сборную композицию она представила на суд комиссии, когда защищала звание «Народный мастер Белгородской области». Она расписала сцену из городецкого гуляния, этот трансформер может быть использован даже для игры детей.
К слову сказать, идею сделать такую композицию подал её муж Иван, тоже творческий человек, работающий звукорежиссёром в ЦКР посёлке Пролетарский.
Вообще рассказывать о Людмиле, не упоминая её мужа, невозможно. Этот творческий семейный тандем воплощает в жизнь свои идеи и замыслы. Один из важных проектов супругов Перепелица – музыкальный.
«Два года назад мы решили создать группу. Сначала были «Окна», куда мы привлекли других музыкантов и исполнителей. Сегодня мы называемся «Сарафан». Одно время пели современные песни, но очень скоро поняли, что нам ближе фольклор. Мы много слушали, изучали. Оказалось, что мы живём в удивительном месте, песенными традициями Белгородской, Курской, Воронежской областей вдохновляются все российские фольклористы. Наше Черноземье можно назвать заповедной зоной фольклора», – сказала моя собеседница.
В настоящее время Людмила и Иван в основном вдвоём создают уникальные номера, но есть планы привлечь ещё одну супружескую пару, так же, как они, любящую фольклор. Людмила чудесно поёт, а Иван играет на различных струнных музыкальных инструментах. Недавно он самостоятельно освоил индийскую флейту бансури, инструмент заказывал у знаменитого индийского мастера.
В этом году супруги при поддержке своих коллег организовали и провели в Центре культурного развития п. Пролетарский первый в регионе этно-фольклорный фестиваль «Крещенский сочельник». На концерте выступили хранители и молодые представители песенного искусства Ракитянского, Суджанского районов (Курская область), города Белгород.
«Мне всегда хотелось расписывать матрёшек. Но расписывать не по старинке, а внести в работу современные аспекты. И здесь снова у моего мужа появилась интересная идея: он предложил писать лица матрёшек с фотографий людей», – продолжала рассказывать о себе Людмила.
Сначала художница переживала, мол, не смогу, никогда не писала портреты. Но потом попробовала и всё получилось. Сегодня портретные матрёшки Людмилы Перепелицы есть у многих жителей нашего региона, рисовала она семьи, проживающие в Париже, Корее, других местах.
«Я всегда прошу людей обрисовывать мне реакцию тех, кому предназначены сувениры. У всех она почти одинакова – радостный смех, удивление и искренняя благодарность», – с улыбкой рассказывала художница.
А закончить свой материал я хочу ремаркой о щедрости души. Когда Людмила осваивала технику росписи матрёшек, она просила поделиться опытных местных мастеров, но часто получала отказ. Тогда она набралась смелости и написала именитому московскому художнику Юрию Громову. И что вы думаете, уважаемые читатели, он сделал? Юрий на нескольких листах рассказал Людмиле, какие краски, лаки он использует. Сказал, что она может брать на вооружение все его наработки.