Изготовление кукол – не просто хобби, а утончённое и рискованное искусство, ведь прекрасные творения обязательно перенимают черты мастера, раскрывая окружающим без утайки его характер и душу. Авторские изделия уникальны. В Ракитянском районе живёт настоящая волшебница, из её умелых рук выходят не куклы, а шедевры, и хотя они все разные по типажу, способу изготовления, росту, размеру, их всех объединяет доброта. Даже серый волк, изготовленный мастерицей для местного кукольного театра, ничуть не злой, он милый и обаятельный. Все куклы немного похожи на своего автора – Татьяну Николаевну Мироненко.
С творениями Татьяны Николаевны я познакомилась немного раньше, чем с ней самой. Мимо её кукол невозможно пройти, не обратив на них внимания. Они цепляют взгляд, заинтересовывают, завораживают. Потом мне представили мастера. Как всегда, это было перед каким‑то мероприятием, нужно было спешить, поэтому мы договорились встретиться в более располагающей обстановке. Пересекались ещё несколько раз, и всегда её изделия были какими‑то особенными, они не терялись среди десятков и сотен поделок других мастеров, и каждую встречу я ловила себя на мысли, что до сих пор не пообщалась с этой удивительной женщиной и не рассказала об этом неординарном знакомстве нашим читателям.
И вот недавно я отправилась в Зинаидинский Центр культурного развития, чтобы ещё раз полюбоваться куклами Татьяны-искусницы и расспросить её о житье-бытье, о том, какими путями она пришла к их изготовлению.
В Зинаидинском Центре культурного развития уютно и удивительно комфортно. Кажется, что всё здесь располагает к творчеству. Данную атмосферу создают все работающие здесь люди. По каждой мелочи видно, что всё это сотворено с любовью, желанием сделать приятное жителям села и гостям, которые заглянут в эти стены. И это подкупает, возникает желание здесь задержаться, стать соучастником происходящего. В этой атмосфере и творит сказочных дел мастер Татьяна Николаевна Мироненко. Рассказывая о себе, рукодельница призналась, что способность шить, желание что‑либо изготавливать у неё от отца, Николая Константиновича Коновалова, коренного нижегородца.
Николай Константинович был старшим из 11 детей его мама вела хозяйство, шила и вязала для многочисленных домочадцев, отец работал на земле, держал лошадей, занимался пасекой. После школы Николай закончил ремесленное училище, стал столяром. В своей жизни он сделал много прекрасных вещей, всегда отличающихся не только качеством, но и непревзойдённым изяществом. Но его мечтой было небо, поэтому в 1940 году он поступил в лётную школу и уже в 1942 году громил врага с воздуха. Сражался он в Польше, Чехословакии, был ранен, лежал в госпитале, закончил войну в Берлине. В семье сохранились фотографии тех лет, в том числе самолёта, на котором он летал, снимок из госпиталя, где неунывающий парень позирует с аккордеоном в руках. Но самым драгоценным Татьяна Николаевна считает тот, где папа с другими товарищами из 937-го истребительного авиационного полка стоит у стен Рейхстага 10 мая 1945 года.
Домой из армии он вернулся в 1950 году, закончил авиационный техникум и почти 40 лет проработал инженером-конструктором на нижегородском авиационном заводе им. С. Орджоникидзе. Женился, обе дочери пошли по его стопам, только старшая, Галина, работала в его же конструкторском бюро и занималась самолётостроением, а вот младшей, Татьяне, передалась его другая страсть – к шитью. Николай Константинович, перенявший у своей мамы этот талант, в трудные послевоенные годы буквально спасал свою семью, обшивая своих любимых девочек полностью. Татьяна Николаевна до сих пор помнит пальто, которое сделал для неё папа.
У неё самой страсть к шитью проявилась очень рано, ещё в детсадовском возрасте. Взрослые знали, если егозы и непоседы не видно и не слышно, значит, она убежала к подружке, и в чулане занята шитьём одежды для кукол. Стоило только раздобыть где‑нибудь лоскуток ткани, и всё остальное уходило на второй план, девчушка, забывая обо всём, безостановочно шила. У неугомонной малышки было столько энергии, что, казалось, она одновременно в нескольких местах сразу. Таню даже отдали в цирковой кружок, чтобы направить её кипучую деятельность в мирное русло, и она даже ухитрилась поучаствовать в празднике в честь 750-летия Нижнего Новгорода: худенькая и ловкая, стояла на самом верху громадной фигуры, изображающей самолёт.
После окончания восьмилетки Таня поступила в швейное училище у себя в городе, закончила его, получив 4-й, самый высокий, разряд и в 18 лет была принята на работу на фабрику общесоюзного значения «Маяк» мастером. Там шили исключительно женскую одежду. А неподалёку была еще одна знаменитая на весь СССР фабрика «Восход», которая специализировалась на пошиве мужской одежды.
Работа девушке нравилась, она летела туда, как на крыльях. Свободного времени хватало и на другие её увлечения, она с удовольствием рисовала, пробовала силы в других видах рукоделия. Бегала на свидания с хорошим парнем, жизнь шла своим чередом. Но всё изменилось в 20 лет, когда (так в СССР было принято) их от коллектива послали в колхоз убирать картофель. Там возле колхозной столовой она столкнулась с солдатом (их тоже прислали убирать урожай), познакомились. Это был Александр Петрович Мироненко. Мимолётное знакомство закончилось через две недели, она уехала и забыла о нём, но парень не забыл. Он даже узнал, где она живёт, приехал к ней, познакомился с родителями и принялся настойчиво ухаживать. А как только закончился срок службы, предложил ей руку и сердце. Под таким напором она сдалась и ни о чём не жалеет. Она даже уехала из города, оставив перспективную и хорошо оплачиваемую работу, в маленькое никому не известное село Зинаидино, на родину мужа. Старший сын Сергей родился ещё в Нижнем Новгороде, младший, Илья, уже здесь.
Выйдя из декретного отпуска, Татьяна Николаевна год поработала в комбинате бытового обслуживания, затем поступила в Белгородское педагогическое училище №1 и стала трудиться в колхозном детском саду. Через 10 лет, в 1995 году, после перевода того под крыло роно, её сократили, и директор Дома культуры, зная не понаслышке, какие золотые руки у Татьяны Николаевны, пригласила её вести кружок «Народный умелец». Так что стаж её работы в Зинаидинском ДК мастером декоративно-прикладного творчества уже насчитывает четверть века. За это время умелица перепробовала всевозможные направления, но всё равно вернулась к тому, чем с самого детства нравилось заниматься, – к куклам. Но теперь она не только делает им одежду, она создаёт самих кукол, причём в самой разнообразной технике, из разных материалов (вата, ткань, проволока, поролон, пластмасса, нитки, текстиль, мех, солёное тесто, глина и т. д.), и все они замечательные.
Татьяна Николаевна признаётся, что ей всегда хотелось, чтобы у её кукол были объёмные, «всамделищные» лица. В Кировке когда‑то была мастер Вера Белоброва, она делала кукол из капрона. Татьяна Николаевна просила её показать, как это делается, она кое‑какими приёмами поделилась, остальное умелице пришлось осваивать методом проб и ошибок. Первые изделия – клоуны и кукла Ракитяночка – были хороши, но им было далеко до идеала, к которому стремилась настойчивая женщина. Со временем ей удалось достичь такого совершенства, которое, кажется просто невозможно сотворить в простых условиях, где есть лишь свои руки, материал и талант. Глядя на её творения, я просто даюсь диву, как их можно сделать вручную. Это просто какое‑то фабричное производство, где каждая деталь отточена до совершенства, но нет, это штучный товар, и каждая кукла неповторима. Сейчас лица игрушек Татьяна Николаевна делает из запекаемого или самозастывающего пластика, и тонкостью правильных черт все они похожи на ангелов. Проработка каждой, даже самой мельчайшей детали: крохотного ноготочка, складочки на пальчиках, глаз, щёк, губ говорит сама за себя – перед нами Мастер с большой буквы. Хочется снять перед ней шляпу и тихонечко спросить, не заблудилась ли она в наших краях. Но нет, Татьяна Николаевна с улыбкой признаётся, что она здесь счастлива и рада, что большая часть жизни связана с нашим краем, где она черпает вдохновение и находит отклик в сердцах людей, которое с удовольствием посещают её кружок. К ней тянутся все люди от мала до велика, и это неудивительно. Будь моя воля, я сама бы пришла к ней на мастер-класс и попыталась научиться сделать что‑нибудь, хотя бы отдалённо напоминающее её кукол мечты, похожих то на сказочных принцесс, чей образ продуман до мелочей, от наклона нежной головки до великолепного платья, или колоритные куклы обереги, которые изготавливаются без применения ножниц (их скручивают из цельного куска ткани). Кстати, считается, что берегини — не праздная безделушка, а древний славянский талисман, притягивающий удачу и отгоняющий злые чары от очага и домочадцев.
Ищете занятие, которое будет доставлять удовольствие не только процессом создания, но и признанием окружающих? Хотите стать узнаваемым и востребованным мастером, профессионалом своего дела? Идите по стопам непревзойдённого мастера Зинаидинского Центра культурного развития Татьяны Мироненко. Займитесь изготовлением кукол. Рукотворные красавицы никогда не выйдут из моды, и у вас будет шанс научиться создавать настоящую сказку.