Преступление и наказание — эти два понятия неразрывны между собой. В вопросе о том, насколько быстро наступит расплата за причинённое уголовное преступление, основная роль принадлежит процедуре его расследования, где ключевую позицию занимает такой процессуально независимый и самостоятельный субъект уголовного процесса — следователь.
Простые обыватели о «романтических» буднях работников следственных органов узнают из кинофильмов. Обычно это замкнутые, молчаливые люди, иногда кажется, что они живут только своей работой и у них нет личной жизни. Когда я шла на встречу с заместителем начальника ОМВД России по Ракитянскому району, начальником следственного отделения майором юстиции Владиславом Маниным, я именно так и думала. Однако серьёзный неулыбчивый майор очень быстро переключился со своих дел на общение со мной и даже несколько раз улыбнулся.
Коренной белгородец Владислав Борисович после окончания школы недолго думал над выбором будущей профессии: юриспруденция всегда привлекала молодого человека, поэтому он поступили в Белгородский государственный университет. Профилирующими предметами у него были уголовное право и уголовный процесс. Учёба увлекала, особенно нравилась практика. Нравилось распутывать клубки, сплетённые злоумышленниками. Окончив вуз, Владислав Борисович долго искал работу по душе, и его целеустремленность была вознаграждена. В 2007 году его взяли следователем в 1-й отдел полиции Белгорода, через время получил должность старшего следователя. А 2013 году перспективного юриста пригласили в аппарат следственного подразделения управления УМВД области, здесь он дослужился до должности старшего следователя по особо важным делам. А два года назад Владиславу Манину предложили возглавить ракитянское следствие.
Нужно сказать, что Владислав Борисович сразу влился в новый коллектив, так как он уже прекрасно знал сотрудников отдела — ранее ему приходилось курировать районный отдел. Под началом Владислава Манина работают старший следователь Артём Павленко и следователь Светлана Рыбцова. Есть в отделе и вакантное место, сегодня руководитель подбирает специалиста. Требования самые обычные — аналитический склад ума, гибкость мышления и эрудиция.
Работа следователя — доказать виновность или невиновность человека в совершении преступления и принять окончательное решение по уголовному производству. А это означает, что обвинительное заключение направляется в суд или закрывается в связи с отсутствием состава преступления. Также следователь руководит работой следственно-оперативной группы, выезжающей на место происшествия, в которую, входят оперативник, кинолог, эксперт-криминалист. Именно от следователя в большой степени зависит, каким будет результат расследования, и только он отвечает за качество собранной информации. График работы у этих людей только формально нормированный: приходят следователи в 8 утра, но раньше 8 вечера никто не идёт домой. Вообще, упрощённо говоря, следователь — «буквоед», для которого главное — терпение, скрупулезность, настойчивость и желание самосовершенствоваться. В следствии остаётся тот, кому эта работа нравится. По‑другому здесь быть не может, и Владислав Манин именно из числа таких людей.
Основная масса преступлений — это кражи. Так было, видимо, всегда, достаточно активно промышляют мошенники, которые сегодня модернизируются с большой скоростью. И следователям надо быть всегда начеку, идти в ногу со временем и самосовершенствоваться. Владислав Борисович на мой вопрос, как можно определить, виновен ли человек или нет, ответил следующее:
«Лучший детектор лжи — это мозг следователя. Именно поэтому он должен быть психологом. Иногда даже минута общения помогает выяснить, правду ли говорит человек или пытается вывернуться и ввести следствие в заблуждение», — делится Владислав Манин.
Ещё меня очень интересовал такой аспект работы следователя как сочувствие к преступникам (ведь они не всегда были такими!). Мой собеседник здесь оказался непреклонным.
«Мне не чужды никакие человеческие качества, но прежде чем что‑либо сделать, почитай Уголовный кодекс! И тогда не будет слёз, разбитых семей, обездоленных детей», — ответил Владислав Борисович.
Сегодня в работе у следователей четыре сложных уголовных дела, очень хочется, чтобы после их сдачи у сотрудников отдела случился вынужденный отпуск, по причине отсутствия преступлений и длился бы он как можно дольше.
Сегодня все следователи и дознаватели России отмечают свой профессиональный праздник. Хочется пожелать, чтобы у них никогда не было нераскрытых дел, а работа приносила удовлетворение.