Мы даже не можем представить себе этот посёлок без паровозных гудков, перестука колёс вагонов и особого запаха, сотканного из нагретого солнцем металла, дизельного топлива, дёгтя… Это особый волнующий запах, напоминающий о поездках и приключениях, далёких городах, новых знакомствах и открытиях. Обо всём этом я размышляла, идя на встречу с начальником станции Готня Сергеем Лифинцевым.
Сергей Анатольевич начал разговор с того, что, к сожалению, Готня в наши дни уже не та. Её расцвет и значимость как железнодорожной станции, с которой можно было с лёгкостью уехать во всех направлениях, осталось в прошлом. Если в 1990 году здесь трудилось 248 работников, то сейчас лишь 23. Если лет 20 назад пассажирские поезда проходили по нескольку десятков в сутки, то, начиная с прошлой недели, электричка РА-2, или по простому «Ласточка», возит в трёх вагонах пассажиров в Белгород один раз в сутки по выходным… Но всё равно Сергей Лифинцев полон оптимизма, ведь наша железная дорога, которой в нынешнем году исполняется 115 лет, все равно востребована.
Основной вагонопоток направляется на ОАО «БЭЗРК» и станцию Новоборисовка на завод металлоконструкций, также актуально направление в Новгородскую область, куда во время уборочной переправляется зерно. Кроме того, в связи со строительством дороги на Хотмыжск сюда ещё долго будут возить щебень.
Каждый день железнодорожники Готни обеспечивают порожняком Краснояружской сахарный завод, станцию Малинов Яр, несколько вагонов отправляют на станцию Ивня, на базу минеральных удобрений на станции Сумовская. В целом ежедневно перевозят порядка 60 вагонов. Так что жаловаться наши железнодорожники не собираются, наоборот, полны оптимизма и желания трудиться.
Работают здесь хорошо и долго, целыми династиями. Сергей Анатольевич, говоря о тех, кого хотелось бы отметить как лучших сотрудников, в первую очередь вспомнил о ветеранах.
«Трудно выразить словами всё то, что сделали эти люди для железной дороги. Мы поздравляем всех и каждого с нашим профессиональным праздником, желаем им крепчайшего здоровья и благодарим за годы, отданные нашей нелёгкой, но такой необходимой всем людям профессии. Называть кого‑то поимённо не буду, все ветераны достойны тёплых слов и доброй памяти», — сказал Сергей Анатольевич.
Говоря о ныне работающих, он в первую очередь отметил дежурных по станции. Чтобы понять, насколько это ответственная работа, Сергей Анатольевич организовал мне небольшую экскурсию к «сердцу» — посту электрической централизации. Там за внушительным пультом сидел дежуривший в тот день Иван Мозолёв. В круг обязанностей дежурного по станции входит принятие и отправление поездов, формирование и расформирование составов, выполнение движений поездов по графику. Для этого необходимо специальное, желательно высшее, образование, умение грамотно, чётко планировать работу станции, принимать ответственные решения. Как лучшего из лучших Сергей Лифинцев отметил проработавшего более 30 лет дежурным по станции Сергея Галицкого.
Из составителей поездов есть перспективная молодежь, которая не боится трудностей. Это Сергей Блинов, Игорь Чеканов, Александр Лифинцев. Несмотря на то, что каждый трудится в этой сфере не более трёх лет, все они показали себя ответственными работниками, любящими своё дело.
Отметил он и приёмосдатчиков груза и багажа Ирину Затолокину, Татьяну Моховицкую, которые трудятся здесь уже более 30 лет.
Как раз накануне нашего разговора, 26 июля, отметила свой юбилей Татьяна Мозолёва: исполнилось 30 лет с тех пор, как она пришла работать оператором станционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов. Нашла своё призвание Татьяна Николаевна не сразу. После окончания школы в 1980 году она трудилась на Готнянском мясокомбинате, и лишь после декретного отпуска устроилась на станцию, так было ближе к дому и детям. И вскоре поняла, что здесь её второй дом, куда она уже 30 лет ходит с нескрываемым удовольствием и радостью. И не мудрено, ведь «железка» у неё буквально в крови. Их с мужем семьи, сын Иван и дочь Марина по самым скромным подсчётам отдали железной дороге более 120 лет.
За время работы Татьяна Мозолёва много раз была награждена Благодарностями, в том числе и московского профсоюза, есть у неё медаль к 100-летию профсоюза. Понятно, что руководство по достоинству ценит труд Татьяны Николаевны, которая привила любовь к железной дороге и своим детям, ставшим продолжателями династии в третьем поколении.
Глядя на этих верных своему делу людей, вспомнились слова первого министра путей сообщения России Павла Мельникова.
«Глубоко убеждён, что железные дороги необходимы для России, что они, можно сказать, выдуманы для неё более, чем для какой‑либо другой страны Европы, что климат России и её пространства соделывают их особенно драгоценными для нашего Отечества». Надеюсь, что этот государственный деятель был прозорлив, и мы ещё долгие годы будем путешествовать по стране под мерный перестук колёс железнодорожных составов», — говорил Павел Петрович.