Local Logo
Новости Ракитянского и Краснояружского районов Белгородской области
91.14
+0.21$
101.28
+0.48
+24 °С, ясно
Белгород

Ракитянец Анатолий Береговой довёл до совершенства производство окопных свечей

2 декабря 2023, 09:30ОбществоФото: Татьяна Коломийцева

Более 6000 штук изготовил он для бойцов СВО.

Незадолго до календарной зимы выпал первый снег, ударили морозы, все дружно утеплились, и, наверное, практически все вслух или про себя подумали: «А как там наши дорогие мальчишки, как они в окопах, землянках, блиндажах? Тепло ли им?» И наступило время поговорить о ракитянском умельце, изготавливающем для участников СВО окопные свечи, которые не только освещают их временные жилища, но и немного согревают.

Задолжал Родине

В социальных сетях множество небольших видео, в которых ребята над этими самоделками просушивают носки, перчатки, одежду. В нашем районе такие палочки-выручалочки делает Анатолий Береговой. Договорившись о встрече, я отправилась в гости к мастеру.

Как оказалось, Анатолий Владимирович взялся за изготовление самодельных свечей не просто так. Во-первых, он вообще на все руки мастер, а во-вторых, таким образом, отдаёт долг Родине, которой, как сам считает (извините за тавтологию), он в своё время задолжал. Но обо всём по порядку.

Родился Анатолий Береговой 16 июня 1960 года в селе Васильевке. В 1968 году семья переехала в Ракитное, где он после окончания восьмилетки поступил в школу рабочей молодёжи, потому что ему всё и всегда хотелось делать своими руками. Так повелось с раннего детства: все игрушки, которые покупались маленькому Толику или кому-то из детей (в семье росли три брата и сестра), он тут же разбирал до последнего винтика или разламывал, и делалось это не потому что ребёнка обуревала страсть к разрушению. Нет, просто он хотел узнать, как машинка, паровозик или кукла устроены, что у них внутри. Когда стал постарше, все интересующие его приборы, разобрав, тут же собирал обратно, да так аккуратно, что даже не было не заметно вмешательство «извне». Анатолий Владимирович считает, что эта «рукастость», желание и умение всё делать самому передались ему от бабушки Ксении Васильевны. Оставшись без мужа в войну, до конца своих дней, а прожила она девять десятков с хвостиком, женщина всю и женскую и мужскую работу делала сама. Её в семье любили, уважали, ценили, ею гордились и называли «бабусей». Так вот, наш герой пошёл в бабусю: трудолюбивый, быстрый, любящий доходить до всего своим умом и своими руками.

Разумеется, при таком наборе положительных качеств не может не быть и «перчинки». Анатолий Владимирович сразу признался, что у него тяжёлый, «вредный» характер. Поэтому всегда были проблемы с общением: свободолюбивый, порывистый, он с трудом терпел над собой начальников, указчиков. Его прямолинейность и неуживчивость с лихвой компенсируются мастерством, талантом делать всё так, что его работу часто путают, как говорили раньше, «с фабричной». Перфекционист, он доводит всё, за что берётся, до идеального состояния. К слову, познакомившись с мастером, я не почувствовала никакого неудобства в общении, он мне понравился сразу, и мы с обоюдным удовольствием побеседовали о жизни, на интересующую меня тему. Возвращаясь к ней, хочу сказать, что и производство окопных свечей мастер довёл до совершенства.

Фото: Татьяна Коломийцева

Маленький свечной заводик

Чтобы перейти непосредственно к «маленькому свечному заводику», мечте отца Фёдора из нетленного произведения Ильфа и Петрова, нужно возвратиться в юность Анатолия Владимировича. Женился он, что по нынешним, что по тем временам, необычайно рано, в 18 лет. А будущей супруге Валентине было и того меньше.

Они начали встречаться, когда она была ещё школьницей. Для погружения в атмосферу их юности я попросила показать фотографии. С чёрно-белого снимка в объектив доверчиво и наивно смотрела юная девчушка, светлая, прямо какая-то лучистая. И я понимаю чувства парня, который действовал по принципу «надо быстрей жениться, а то уведут». Да и он, длинноволосый по моде 70-х «а-ля Боярский», был жених хоть куда. Так что нет ничего удивительного в этом скоропалительном браке. Вскоре на свет появилась их старшая дочь Наташа. И Анатолию в военкомате дали отсрочку, хотя, видит Бог, он рвался в армию. В те годы в стране Советов не было принято «косить» от призыва в ряды Вооружённых сил. Парни, которые не служили, считались неполноценными, что ли. Их сторонились девчонки, на них косились ровесники, ведь у каждого в семье были либо участники войны, либо похоронки в сундуках, на работе были вопросы. В общем, Толик два раза в год исправно приезжал в военкомат для отправки в армию. Но действовали отсрочки, а после рождения Лены, второй дочери, ему вообще сказали «прощай!», и тема армии была закрыта.

У него остался осадок от того, что намеченное дело не выполнил. А Береговой он такой, если что задумал, то должен обязательно сделать. Так было со всеми начинаниями. Например, в 1996 году, после почти четверти века работы на участке ремонта и строительства жилья, ударной пятилетки на арматурном заводе, он из-за инвалидности по зрению пошёл в надомники, стал трудиться сам на себя. Сделал инкубатор на 12 тысяч яиц, половина из них в срок превратилась в цыплят, которые буквально за три часа были распроданы на рынке посёлка. А ещё через год, когда вновь начала функционировать инкубаторная станция, он остановил линию. Умельцу стало неинтересно, ведь он сделал главное - собрал линию, она была жизнеспособна, приносила результаты, а значит, с поставленной задачей он справился. Занимался столярными работами, соорудил линию по производству вощины. Были и другие эксперименты: с картофелем, арбузами, поросятами. Всё получалось, а вот то, что не отслужил, не забывалось со временем.

И тут СВО. Что может инвалид по зрению, которому слегка за 60? Оказывается, очень многое. Было бы желание, а работа найдётся. Вот он и решил делать окопные свечи, таким образом помогая ребятам и отдавая свой долг Родине. Анатолий Владимирович Береговой считает себя призванным в армию, пусть он давно на пенсии. Поэтому без выходных и отпусков занимается изготовлением свечей, которые освещают блиндажи и дарят тепло нашим защитникам.

Мастер до мелочей продумал каждую операцию, сделал несколько вариантов. Испытал, какая свеча горит дольше, какой высоты она должна быть, чтобы парафин сгорал без остатка. И «запустил линию».

Фото: Татьяна Коломийцева

Мир не без добрых людей

Во время нашей беседы Анатолий Береговой не раз повторил, что сам бы ничего не смог, что это дело – коллективные усилия единомышленников, помощников. Мир не без добрых людей. Они передают ему жестяные банки из-под консервов, картон, собирают деньги на парафин. Так появилась на свет волонтёрская группа «Окопные свечи».

За время «службы» Анатолий Владимирович отдал «за ленточку» более 6000 штук. Его единомышленницы супруга и дочери Наталья и Елена помогают ему, как могут. Валентина Александровна уже не раз ходила в организации, на рынки посёлков, где рассказывала о деятельности мужа и собирала пожертвования на парафин. Совсем недавно была закуплена очередная партия. 800 кг прибудет к нам из Ярославля, этого хватит на изготовление примерно 2500 свечей (на одну баночку в среднем идет 312 г парафина).

С поступивших жестянок они с женой сдирают этикетки, затем тара калибруется, не до конца открытые баночки открываются. Загибаются, чтобы не обрезать руки, острые края, ёмкости моются, сушатся, обрезаются по размеру и расставляются в ярусы 10 на 15 штук.

Затем наступает время картона: с него обдирается скотч, разрезается на большие части, которые потом на станке распускаются на ленты одной ширины, ими заполняются ёмкости. Последними из того же картона в большие банки вставляются по два, в маленькие по одному, фитили. На рабочей поверхности одновременно размещаются 150 баночек. Потом растопленный парафин заливается в заготовки, это всё остывает и складывается в мешки по 60 штук.

Этот длительный трудоёмкий процесс требует концентрации внимания, выносливости, физической силы. А ещё от картона много опилок, от парафина гарь и сильный запах. Весной свечной мастер всё это делал в доме, летом во дворе, сейчас приспособился работать в мастерской. Рабочий день у мастера начинается рано, иногда часа в 4 утра. А ведь ничто его, кроме чувства долга, не подгоняет. Не дают покоя мысли, что надо успеть сделать как можно больше, ведь в его свечах нуждаются те ребята, что оберегают наш покой, стоят между нами и войной. А мы кто чем и как можем помогаем им в этом опасном и почётном деле.

Вот так живёт в нашем районе мастер Анатолий Береговой, который, изготавливая эти особенные свечи, вносит свой вклад в победу. И что замечательно, у нас таких самоотверженных людей, которые сами себя призвали в армию, создав своеобразный воюющий тыл, не так уж и мало. Это один в поле не воин, а вместе мы непобедимая сила.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 17:39
За три года губернаторства Гладкова на переоснащение белгородских медорганизаций потратили 9,5 млрд
Материал
ОбществоСегодня, 09:36
Вячеслав Гладков: белгородские аграрии собрали более 10% урожая сахарной свёклы
Материал
Общество12 сентября , 10:30
Вячеслав Гладков – о втором месте региона в России по числу производителей органической продукции