Международный день офтальмологии появился благодаря прославившему свою область в медицине лучшему офтальмологу 20 столетия Святославу Фёдорову. В честь него и его достижений и заслуг российские специалисты стали в день его рождения, 8 августа, отмечать День офтальмологии, ставший вскоре международным.
Сегодня мы расскажем о человеке, который уже четверть века бессменно стоит на страже здоровья глаз ракитянцев. Пожалуй, его знают все. Но я всё же представлю: Андрей Жуков, врач-офтальмолог Ракитянской ЦРБ.
Андрей Владимирович – коренной ракитянец. С самого детства его отличительными чертами были упорство в достижении цели, желание быть лучшим, первым. Поэтому данное самому себе в третьем классе обещание хорошо учиться он успешно воплотил в жизнь, став отличником в школе, прекрасно учась в институте. Да и сейчас, будучи взрослым человеком, состоявшимся врачом, признанным специалистом, он не перестаёт быть открытым всем новшествам, тем более что в выбранной им области медицины появляется множество открытий, способов лечения болезней, методов распознавания заболеваний. Поэтому Андрей Владимирович держит руку на пульсе, изучает новинки, чтобы не отстать от действительности.
Он с самого детства тяготел к медицине, только вначале мечтал стать ветеринаром, помогать животным. В семье было на кого равняться. Дедушка, Фёдор Афанасьевич, был фельдшером, практиковал ещё до революции и во время Великой Отечественной войны работал в госпитале, да и бабушка была помощницей врача, а позже санитаркой в больнице. Переломный момент наступил в средних классах. В те времена фронтовики были частыми гостями школьников, их приглашали на классные часы, праздники, и они делились воспоминаниями о том, как воевали. Однажды парень услышал рассказ о том, как военный врач спас жизнь приглашённому герою, и решил, что сам непременно станет доктором. Все остальные годы учёбы были подчинены этой мечте.
1985 год. Золотой медалист поехал поступать в Курский мединститут вне конкурса. Надо было сдать один экзамен, на котором он срезался: не так решил задачу. Ну не давали в поселковой школе таких знаний, как того требовали в вузе. Дальше сдавал экзамены на общих основаниях. И поступил! Учёба ему нравилась, давалась легко. Так пролетели два года и пришло время отдавать долг Родине в рядах Вооружённых Сил. Студента-медика отправили в Забайкальский военный округ. Андрей Владимирович считает, что армия дала ему многое, для ребят полезно отслужить, за это время они взрослеют, становятся самостоятельными, появляется внутренний стержень.
Демобилизовавшись, он продолжил учёбу в мединституте. В девяностых годах двадцатого века министерство образования взялось экспериментировать с вузами. Андрею Жукову «повезло» - на его долю выпала выдуманная чиновниками от науки субординатура, пройти которую можно было только за деньги. Притом немалые, «потянуть» которые могли только организации. Вот и пришлось студентам-старшекурсникам побегать, предлагая свои будущие услуги больницам, колхозам. Андрею Владимировичу повезло: главврач Ракитянской больницы Николай Онуфриенко готов был подписать контракт, оплатить его субординатуру и взять на работу… офтальмологом. А он мечтал быть хирургом. Но место будущего хирурга успел «застолбить» другой ракитянец, А.В. Чуприна, светлая ему память.
И как можно пенять на судьбу, когда со временем стало ясно, что тот путь, по которому его буквально вынудили пойти, оказался единственно правильным? Андрей Жуков любит свою профессию и за все годы ни разу не пожалел, что она его выбрала.
Субординатура продержалась недолго, вскоре медицинские вузы вернулись к привычной ординатуре. И пока он практиковался в одной из курских больниц – успел жениться, на свет появилась первая дочь. Лихие 90-е не прошли мимо нашего доктора. Чтобы выжить, он был вынужден, как многие в те времена, торговать на рынке.
Приехав в Ракитное отрабатывать положенные три года, Андрей Владимирович столкнулся с проблемой: молодой семье врачей (супруга Марина тоже доктор) не давали жилья. Промучившись какое-то время, Жуковы решились на переезд в Воронежскую область, откуда родом Марина Васильевна. Там родилась вторая дочь.
В 2000 году Андрей Владимирович с семьёй вернулся в Ракитное: главврач клятвенно пообещал предоставить жильё. Купили домик, со временем пристроили кое-что, жизнь наладилась. Его неоднократно звали и в Белгород, и в Курск, но Жуков, как он говорит, осел здесь навсегда. Ему нравится тихая неторопливая жизнь посёлка. 4 августа исполнилось 25 лет, как он сделал выбор в пользу Ракитного.
Если кому-то труд поселкового офтальмолога кажется рутиной, то он глубоко заблуждается. Только вдумайтесь: один узкий специалист на 32 тысячи населения! Подсчитано, в среднем ежедневно он принимает 40 пациентов вместо положенных по нормативу 28, а после обеда уезжает в военкомат, школы, детские сады, где снова – поток людей. На мой вопрос, изменилось ли что-либо за прошедшие четверть века в его работе с точки зрения заболеваний, он ответил, что с появлением мобильных телефонов, дистанционного обучения резко возросло число миопий (близорукости), это даже стало признанной эпидемией. Есть прогнозы, что к 2050 году число близоруких людей будет составлять 70-90% населения. «Помолодели» катаракты, осложнения после диабета, которые, к слову, очень сложно лечатся.
Задачи, стоящие перед офтальмологом поликлиники, разнообразны. Часто симптомы одного заболевания скрывают болезнь другого профиля, и нужно подумать, к какому областному специалисту стоит направить пациента. Это может быть и невролог, и хирург, и онколог. В сфере внимания офтальмолога не только сам глаз, но и веки, коньюктива, слёзная железа, всё то, что называется придаточным аппаратом и помогает глазу работать. А ими занимаются такие узкие специалисты как ретинолог, строболог, креолог. Так что рядовой врач поликлиники должен много знать и понимать, к какому специалисту направить пациента для дальнейшего лечения.
В собственные задачи Андрея Владимировича, как поликлинического офтальмолога первого звена входят приём, терапевтическое лечение, клинические рекомендации, работа с травмами, острыми состояниями, плановая и неотложная помощь. Очень важной частью работы является разъяснение пациенту его состояния, заболевания, ведь главное, чтобы человек понял суть болезни и не отмахнулся, как от чего-то незначительного, продолжил лечение. Халатность в этом деле может закончиться слепотой, а она неизлечима.
Узнав только эту «вершину айсберга», я не могла не подумать о величине нагрузки на врача: когда ты один, сложно уходить в отпуск, болеть, «вариться в собственном соку» без помощи и мнения коллег. В конце концов, никто не отменял профессиональное выгорание, от него не застрахован ни один специалист. На что Андрей Владимирович с улыбкой ответил, что у него всё в порядке, ведь дома его всегда поддержат и помогут, шутка ли – в семье ещё три доктора. Супруга – терапевт, обе дочери выбрали своим направлением неврологию, работают по специальности: Анастасия - в Петербурге, Надежда – в Курске. Они часто устраивают импровизированные видеоконференции, во время которых разбирают сложные и интересные случаи, помогают друг другу советами. Так что ему вполне хватает квалифицированного общения.
Издавна говорят: «Глаза - зеркало души». Так давайте беречь своё зрение, а в случае чего всегда можно обратиться за помощью к специалисту