Бывают счастливые дни у журналистов. Например, когда выбранная тема превосходит твои ожидания. Ты, конечно же, предполагаешь, что будет нескучно, но чтобы в одном месте собралось столько неординарных и интересных людей!
На прошлой неделе я побывала в Вышних Пенах, где познакомилась с участниками народного фольклорного коллектива «Истоки». В музейной комнате, где всё обустроено согласно традиционному убранству сельских жилищ, меня ждали одетые в концертные костюмы вышнепенские артисты.
«Жители нашего села никогда не могли жить без песни. Пели в поле, по дороге на ферму, вечерами на лавочках. Как Вы думаете, почему люди с удовольствием ходили мазать хаты? Конечно же, для того, чтобы помочь и пообщаться, а ещё и потому что после работы можно было вдоволь попеть и потанцевать. Честно скажу, когда к нам в ансамбль приходят новые люди, их не нужно учить петь, они получили эти умения с молоком матери», – начала рассказ о коллективе руководитель ансамбля Мария Ивановна Толмачёва.
Действительно, трудно представить себе вышнепенцев без их вековых народных традиций, фольклорных песен и карагодов, без пословиц и поговорок, частушек и закличек. Взять хотя бы знаменитые ширинки. Жители села проводили их непременно на Красную горку. Это народное название первого воскресного дня после праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха. Кстати сказать, в нынешнем году в селе эта традиция возобновилась, конечно, не в таких масштабах, как было раньше. Вождение ширинок представляет собой хоровод-шествие, в котором принимает участие вся община. Шествие всегда начиналось с западного края села (Голодаевка), по пути собирало новых участников в многослойный карагод (хоровод). Свое название хоровод-шествие получил от главного его атрибута – ширинки (вышитое полотенце, рушник), которую натягивали над головами мужчины-хозуны (танцоры) в начале и конце процессии, состоящей из женщин и девушек.
Вся процессия устремлялась к месту общесельских праздничных гуляний. В Вышних Пенах оно находилось в восточной части села. Здесь образовывался карагод вокруг которого «вырастал» ещё один, больший, затем ещё один, который состоял уже не только из участников ширинки, но и из сопровождавших шествие людей.
«В 1976 году Нина Александровна Бабынина организовала коллектив «Истоки». В его составе были местные хранительницы народной музыкальной культуры, а также молодые участники. Специфическая постановка голоса, особые певческие упражнения, использование традиционной хореографии при их исполнении – это все средства, которые помогали оживить богатство русской песни. В репертуаре ансамбля свадебные, плясовые песни, частушки, игры, которые бытовали в селе. Сегодня мы исполняем и современные песни на народный лад. Несколько поколений участников прошло через коллектив за годы его существования. Первоначально в состав ансамбля входило 15 человек (5 мужчин и 10 женщин). Всегда было у нас и музыкальное сопровождение. Филипп Васильевич Бабынин играл на дудочке, Мария Афанасьевна Матвеенко – на рожке, Любовь Семёновна Бабынина и Дмитрий Артемьевич Авдеев – на балалайках, Иван Николаевич Шафоростов – на гармони», – поведала нам Мария Ивановна Толмачёва.
До сих пор вспоминают местные жители, как в 1979 году коллектив принял участие в международном фестивале фольклора, который проходил в Югославии (город Загреб). Сегодня остались свидетели тех прекрасных событий — Раиса Ивановна Трунова, Мария Афанасьевна Твердохлебова, Алексей Романович Трунов. Наших земляков принимали на «ура» на всех концертных площадках.
В 1980 году коллектив участвовал в праздновании Красной горки в городе Коломна Московской области, в 1981 году — в телепередаче «От всей души». Нередко в село приезжали исследователи фольклора. Профессор Московской государственной консерватории, доктор искусствоведения Вячеслав Щуров записал более 30 песенных образцов, были сделаны аудиозаписи народных песен села, зафиксированы традиционные сельские обряды.
«Сегодня участники ансамбля передают свой опыт подрастающему поколению. Юные участники ансамбля «Родничок» разучивают старинные песни, восстанавливают обряды, играют в народные игры, знают много частушек, закличек», – сказала Мария Ивановна.
Хотелось бы назвать имена всех нынешних участников народного самодеятельного коллектива. Кроме руководителя, которого мы уже упомянули, в ансамбль входят Татьяна Ивановна Сапронова, Раиса Ивановна Трунова, Вера Васильевна Трунова, Вера Васильевна Бабынина, Елена Васильевна Бажанова, Ольга Александровна Игнатова, Валерия Кяримовна Стурки, Александр Николаевич Бабынин, Иван Николаевич Шафоростов (гармонист). В беседе участники ансамбля часто упоминали имена односельчан Алексея Романовича Трунова, Любови Михайловны Бабыниной, Марии Афанасьевны Твердохлебовой, участвующих в брендовых, районных, областных мероприятиях. О каждом из названных людей смело можно писать истории и быть уверенным, что рассказ будет интересен всем. Сегодня я хочу написать о старейшем участнике коллектива Татьяне Ивановне Сапроновой и её семье.
Когда 85-летняя певунья зашла в кабинет, мне даже показалось, что стало светлее и намного теплее. Её смех, певучий говор, чувство юмора, с которым она рассказывала о своей жизни, меня сразу пленили.
«Поженились мы с моим Василием только тогда, когда колхоз начал давать деньги на кольца, а это спустя более 20 лет совместной жизни. Помню, приехал он на тракторе, посадил меня в бендюгу, а тут, как назло, снег пошёл. В Нижние Пены мы приехали совершенно мокрые, расписались, деньги получили», – вспоминала женщина.
На мой вопрос, купили ли супруги кольца, Татьяна Ивановна засмеялась: «Да кому они были нужны, мы уж старые были! Наш старший сын уже был женатым».
Вот пишу я о Татьяне Ивановне, привожу её прямую речь и очень жалею о том, что не могу передать все оттенки вышнепенского диалекта.
40 лет отработала она в сельском роддоме, как говорит она сама, «санитарошкой». Воду приходилось носить за несколько километров, печку топила кизяками, которые набирала у родителей в сарае. Несколько раз сама роды принимала, так как врачей на месте не оказалось. Один раз даже двойняшки на свет появились благодаря хрупкой санитарке.
Сама женщина – мать четверых детей. В то время никаких декретов не предусматривалось: месяц дома посидишь… и вперёд на работу. Детишек в сады отдавали с двух месяцев. Одним словом, жизнь не сахар…
Сегодня «главный тон» (её голос уникален!) ансамбля живёт вместе с семьёй дочери Елены. Её муж Сергей Андреевич Бажанов – полковник, кандидат юридических наук, возглавлял центр по обеспечению безопасности УИС, Елена Васильевна также работала в уголовно-исполнительной инспекции. Их сын Егор в этом году заканчивает 11-й класс.
В прошлом году усадьба Татьяны Ивановны Сапроновой заняла первое место в областном конкурсе «Ветеранское подворье», и всё это благодаря тому, что дети решили устроить на подворье райский уголок. Перестроили дом, добавили хозяйственных построек, провели реконструкцию всей территории. На приусадебном участке вечнозелёные можжевельники, туи, ели спокойно уживаются с различными сезонными цветами – тюльпанами, ирисами, розами, хризантемами. Своими растениями Елена Васильевна делится с соседями, школой. Их можно встретить и на территории Центра культурного развития, который она возглавляет уже год.
Кроме этого, Елена Васильевна – член коллектива «Истоки», ведёт кружок декоративно-прикладного творчества, является председателем женсовета. А ещё она участвует и организует различные мероприятия, которые в селе проводятся регулярно. Особенной популярностью у сельчан и гостей пользуются «Дни улиц», на которые приезжают бывшие вышепенцы из многих мест большой страны и ближнего зарубежья. А недавно в Вышних Пенах появились две группы здоровья: любителей финской ходьбы, которую ведёт Елена Бажанова, и ритмической гимнастики, здесь в роли тренера выступает учитель начальных классов Любовь Бабынина.
Вот такое село! Вот такие люди!