Любой офицер запаса подтвердит, что не бывает бывших военных. Оказавшись на «гражданке», эти люди сохраняют все моральные и деловые качества, которые воспитала в них служба. Армия научила их «держать удар», не сдаваться ни при каких обстоятельствах, преодолевать любые трудности.
Ко Дню защитника Отечества мы подготовили материал о полковнике в отставке, кадровом военном Вячеславе Геннадьевиче Рудовском. Его жизнь была наполнена различными событиями, интересными встречами, о которых мы и расскажем в данном очерке.
Родился наш герой на Украине, в Луцке. Там служил его отец, который тоже был военным. Хочется сказать несколько слов об этом человеке. Во время войны Геннадию Ивановичу было 16 лет, он вместе со своим другом в оккупацию устроил диверсию: подростки закидали гранатами, которые выменяли на еду на рынке, немецкую комендатуру.
Мальчишки сразу же убежали в леса, и командиру Черниговско-Волынского партизанского соединения генерал-майору Алексею Фёдоровичу Фёдорову пришлось их взять в отряд. Ребята вместе со взрослыми партизанами взрывали поезда, участвовали в различных операциях. Потом юношей призвали в армию. Отец героя данной публикации окончил курсы и стал младшим офицером.
После войны Геннадий Иванович служил вплоть до 1956 года, а потом хрущёвский приказ о сокращении армии лишил работы 1 млн 200 тысяч солдат и офицеров. Но старший Рудовский не остался без дела: он получил профессию экономиста и на протяжении всей жизни занимал ответственные посты.
Но вернёмся к герою очерка. Вячеслав Геннадьевич много слышал от отца о войне, мужестве и героизме солдат, поэтому ему не нужно искать кумиров, они всегда были рядом. Не надо ему было и задумываться над выбором профессии, он ещё в детстве решил, что станет военным. Юноша без труда поступил в Каменец-Подольское (Черниговская область) высшее военно-инженерное командное училище.
Курсант Рудовский одним из первых получил сержантское звание и должность командира взвода. Он рассказал мне, что учёба в училище была нелёгкой, но знания и умения курсантам давали получили серьёзные. Чтобы тебе поставили пять баллов по физической подготовке, нужно было сдать нормативы третьего разряда по тому или иному виду. Что касается профессиональных специфических знаний, а Вячеслав Геннадьевич учился на сапёра, то здесь курсантов тренировали жёстко, ведь специализация была достаточно опасной.
«Нас могли поднять среди ночи, отвезти на полигон, который мы должны были заминировать, а перед другой ротой стояла задача сразу же разминировать участок», – рассказал офицер.
Училище курсант Рудовский окончил с красным дипломом и получил возможность распределиться в числе первых. Вячеслав Рудовский поехал служить в 10-ю гвардейская танковую Уральско-Львовскую орденов Октябрьской Революции, Суворова и Кутузова Краснознамённую добровольческую дивизию, которая базировалась в Германии.
Уже вскоре молодой лейтенант прибыл в Потсдам, где ему довелось прожить пять лет.
«Назначили меня командовать понтонным взводом, а это 40 человек. Я не очень хорошо знал эту дисциплину, но пришлось на практике досконально её изучить. Мы были нужны для того, чтобы обустраивать паромные и десантные переправы при форсировании водных преград. Когда объявлялась тревога или проводились учения, мой взвод в течение 1 часа 10 минут должен был соорудить переправу, через которую легко могли пройти танки, машины, люди», – рассказал Вячеслав Геннадьевич.
Через некоторое время молодому офицеру предложили возглавить отдельный водолазный взвод батальона. Теперь Вячеславу пришлось заняться изучением водолазного дела. Особенно ему запомнилось его первое задание.
У немцев утонул экскаватор, и они попросили военных поднять технику. Это было нелегко сделать, так как у этой спецмашины не существовало ни одного отверстия, за которое можно было бы зацепить трос. Пришлось водолазам и их руководителю в течение пяти часов сбивать пластины гусеницы. У них всё получилось, немцы от души благодарили союзников за помощь.
Ещё один неординарный случай до сих пор помнит полковник – разминирование старого немецкого оружейного склада. Это был первый боевой опыт молодого сапёра. Из земли вытаскивали снаряды Великой Отечественной войны, химические взрыватели и даже сабли кайзеровской Германии.
«У меня часто спрашивают, почему у тебя нет высоких наград, ведь ты столько всего разминировал. Ответ на этот вопрос прост: все эти случаи не доходили до правительства, военные старались сохранить всё в тайне, чтобы не возникло лишних проблем», – сказал Вячеслав Геннадьевич.
После Германии был Свердловск (ныне Екатеринбург). 1975 год, 32-й военный городок. Старшего лейтенанта Вячеслава Рудовского назначили руководить переправочной десантной ротой. Одновременно с этим он возглавлял группу разминирования. Из службы на Урале офицеру запомнились два происшествия.
«Нашу группу вызвали на разминирование. Сигнал был с телестудии. Там нашли ящики с неизвестным веществом. Я сразу сказал, что это порох для спецэффектов при съёмках фильмов. Представитель КГБ, услышав моё безапелляционное заявление, сказал: «А Вы уверены? Не нужно ли всё проверить в лаборатории?» Это для меня стало хорошим уроком, я понял, что в нашем деле нельзя быть самоуверенным, всё нужно проверять и перепроверять», – вспомнил офицер.
Ещё один случай до сих пор не даёт ему покоя, хотя и прошло с тех пор много времени. Рудовского и его группу вызвали на разминирование: был найден снаряд времён Великой Отечественной войны. Строители копали траншею для фундамента нового дома и зацепили ковшом снаряд. Хорошо что вовремя увидели… Произошло это на территории нового микрорайона, там уже стояли несколько заселённых девятиэтажек.
«Это было просто наваждение какое‑то! Я прекрасно понимал, что трогать снаряд нельзя, нужно взрывать его на месте. Но также понимал, насколько всё это сложно: нужно эвакуировать всех жителей микрорайона, неизвестно что будет с новостройками… И я принял решение вывезти снаряд. Я его поднял, но водитель отказался садиться за руль. Правда, быстро нашёлся другой, который доверился мне и Богу. Мы вывезли снаряд, взорвали. За это я получил взыскание за неоправданный риск и одновременно Благодарность за мужество», – поведал мне Вячеслав Геннадьевич.
Далее в жизни нашего героя произошли серьёзные перемены. Его перевели служить в Курганскую область. Сначала был начальником штаба сапёрного батальона на базе ракетной дивизии, затем командовал батальоном разведки, в его подчинении было почти 400 человек. А потом его командир, полковник Цветков, направил молодого майора учиться в академию (город Москва). Пять парадов Вячеслав Рудовский отходил по брусчатке Красной площади, стал членом военно-научного общества. Его работа «Армирование льда металлом для пропуска больших грузов» получила серебряную медаль на ВДНХ. Закончил Вячеслав Рудовский вуз в звании подполковника и с хорошими результатами в дипломе.
Направление после академии он получил в Башкирию, где был назначен начальником штаба бригады штурма и разграждения, чуть позже стал начальником штаба сапёрной бригады. В своей военной карьере Вячеслав Рудовский самым значимым считает период, когда ему предложили создать и возглавить бригаду, которая должна была заняться строительством дорог в Нечерноземье.
«Соединение было сформировано на базе тоцких лагерей. А затем состав (70 вагонов) отправился в Пермскую область. У меня в подчинении было более четырёх тысяч человек, транспорта не счесть, пять асфальтобетонных заводов. Была своя редакция, которая выпускала корпоративную газету, подсобное хозяйство и ещё много чего. Сегодня, когда я вспоминаю это время, то ужасаюсь той громадной ответственности, которая на мне лежала», – рассказал бывший военный.
150 километров дорог построили солдаты в Нечерноземье. Это было очень важное и ответственное дело, которое полковник Рудовский и его коллеги выполнили блестяще, оставив о себе добрую память.
90-е принесли с собой разброд и шатание в жизни людей и государства, когда‑то большого и великого. Украина стала независимым государством, и отец Вячеслава Геннадьевича сказал сыну, что нужно возвращаться домой. Сегодня, оглядываясь назад, офицер жалеет о том, что послушался его. На Украине жизнь Рудовских не сложилась, ему пришлось уволиться со службы.
Волею судеб он с семьёй оказался в Ракитном. Кстати сказать, он совсем об этом не жалеет: посёлок пришёлся ему по душе своей размеренностью, удачным расположением и комфортным обустройством. Восемь лет он трудился в отделении Сбербанка, был начальником отдела инкассации и кассовых операций.
Сегодня полковник в отставке находится на заслуженном отдыхе, наслаждается спокойной жизнью, радуется общению и успехам дочери и внучки.
Со своей женой Валентиной Ивановной они недавно отметили 50-летие совместной жизни.
«Эта женщина стала для меня той единственной, которая даётся судьбой только раз в жизни. Она ради меня жила в неприглядных военных городках, ожидала меня со службы, зная, что может не дождаться, потому как сапёр – непредсказуемая и опасная профессия. Я благодарен своей Валентине за великое равновесие, которое она привнесла в нашу жизнь, именно это я называю любовью», – сказал Вячеслав Геннадьевич.
Мне не хочется делать какие‑то выводы из нашей беседы, скажу только, что была рада познакомиться с Вячеславом Рудовским. Он показался мне очень цельным и бескомпромиссным человеком, а листая его армейский альбом, воочию увидела, каким он был деятельным. Уверена, что служить под его началом было легко и солдатам и младшим офицерам.