60 лет исполняется лидеру общественного мнения, секретарю первичного отделения №13 Ракитянского местного отделения партии «Единая Россия», депутату земского собрания Вышнепенского сельского поселения, депутату Муниципального совета Ракитянского района Елене Бажановой.
Елена Васильевна родилась 8 июня 1964 года в селе Вышние Пены в семье Василия Ивановича и Татьяны Ивановны Сапроновых. Отец – бухгалтер, а затем учётчик в колхозе, мама – фельдшер, они уделяли огромное внимание учёбе своих четверых детей, их нравственному и патриотическому воспитанию. У них был настоящий культ книги, больше никто в селе не выписывал столько периодики, которая внимательно, от корки до корки, прочитывалась и аккуратно складывалась и хранилась. Две её сестры и брат выбрали для себя педагогическое поприще, и только Елена всегда, сколько себя помнила, любила шить и мечтала стать модельером.
Дедушка с войны вернулся с чемоданом ткани, которая хранилась как реликвия, и ни у кого, несмотря на жесточайший дефицит материи, не возникало мысли что-то из неё пошить. И только Лена, насмотревшись по телевизору на враз ставшую кумиром миллионов Пугачёву в её фирменных балахонах, решилась на святотатство. Мама, уже наученная горьким опытом, прибила крышку швейной машины к основе гвоздями (помните те старинные «Зингеры» в деревянных футлярах?) и была уверена, что у неё всё под контролем. Но разве это преграда для девчонки, которая мечтает о высоком искусстве? Гвозди были аккуратно отогнуты и вынуты, дедов чемодан с шелками опустошен, и уже к вечеру наряд «а-ля Пугачёва» «выгулян» перед ошалевшими от содеянного святотатства сёстрами и откровенно завидовавшими подружками. О последующем скандале наша юбилярша не любит вспоминать, хотя этот случай ни в коей мере не охладил её желания связать будущее со швейным делом. Преодолев родительское сопротивление (а они мечтали об очередном педагоге), Елена подала документы в Белгородский механико-технологический техникум, чтобы стать технологом по организации швейного дела. Будучи студенткой, являлась активной участницей народного вокально-хореографического ансамбля «Белогорье».
Она по сей день благодарна школьным учителям, которые привили ей вкус к прекрасному. Годы учёбы пролетели незаметно, и в 1984 году после распределения, гордая от того, что полученные знания дают ей право работать на любой швейной фабрике или преподавать в училище, двадцатилетняя мастерица с одним чемоданом, половину которого занимал любимый утюг, отправилась во взрослую жизнь. Ещё бы, ведь её направили работать в сферу МВД. Елена уже видела, как она моделирует и шьёт костюмы московским полковникам и генералам, и под стук колёс не заметила, как добралась к месту приписки, на станцию Потьма в Мордовии (кто не знает, это место концентрации мужских и женских лагерей уголовно-исправительной системы, здесь их около 30 на примерно 20-километровом кусочке земли). Лена этого, естественно, не знала. Когда пришла в управление по адресу распределения, первое, с чем столкнулась: у неё забрали паспорт. А уже потом дали место в общежитии, назначили ей должность начальника закройного цеха с 60 подчинёнными. На деле жильё оказалось жутким холодным бараком, в котором удобства за углом на улице, воду и дрова нужно было успевать приносить на её второй этаж, а золу и помои, соответственно, выносить до или после работы. А подчинённые были заключёнными, слава Богу, хоть надзирателя выделили для предотвращения нарушений дисциплины. Сбежать от свалившегося «счастья» не удалось, отец был строгой закалки, запретил возвращаться. Так и получилось, что с 1984 по 2013 год жизнь Елены Васильевны была связана с Федеральной службой исполнения и наказания. За это время она успела выйти замуж, окончить Мордовский гуманитарный институт, с супругом Сергеем Андреевичем в рамках системы ФСИН поколесить по стране, дослужиться до звания майора (муж – полковник), воспитать сына Егора и выйти в отставку.
Хочется сказать, что в её судьбе было два этапа, но всё-таки это не так. Если девушка уехала из села, то это не значит, что село исчезло из её жизни. Вышние Пены прочно проросли в ней праздничными карагодами, переливами родных песен, сарафанами, поясами и завесками, а ещё мягкой, особенной, «фирменной» манерой речи. Никогда она не забывала малую родину. Каждый год они с супругом приезжали к её родителям в гости, подгадывая к большим праздникам, чтобы обязательно сходить в клуб на концерт, послушать местный фольклорный ансамбль «Истоки», в котором многие годы пела её мама. После выхода на пенсию они с мужем, практически не сговариваясь, решили, что оставшиеся годы они хотят прожить в Вышних Пенах и переехали в дом её родителей.
Активная натура Елены Васильевны не позволила ей оставаться в стороне от культурной и общественной жизни родного села и Ракитянского района. Её сразу пригласили в «Истоки», и она стала в них петь, в 2015 году вошла в Совет женщин Вышнепенского сельского поселения, с 2016 года – в партии «Единая Россия» возглавляла первичку. А в 2018 году ей предложили стать директором Вышнепенского ЦКР. Кто может лучше характеризовать её как культработника, как не вышестоящее руководство?
«Елена Васильевна – хороший администратор и творческая личность. Она успешно организует работу по всем направлениям досуговой деятельности, вовлекая население в культурную жизнь села, постоянно работает над повышением профессионального и интеллектуального уровня», - такими словами охарактеризовал юбиляра начальник управления культуры Ракитянского района Сергей Кузин.
В 2018 году Елена Бажанова прошла обучение на курсах в региональном центре дополнительного профессионального образования по теме «Технология проектного управления в учреждениях культуры и искусства». В 2019 году стала участницей национального проекта «Культура», федерального проекта «Творческие люди», затем окончила курсы в региональном центре дополнительного профессионального образования по теме «Управление проектами: от теории к практике», а также курсы обучения технологии изготовления мужского традиционного костюма Белгородской области. С 2020 и по 2023 год повышала квалификацию на курсах в региональном центре дополнительного профессионального образования.
Елена Васильевна с увлечением возрождает, сохраняет и пропагандирует богатую традиционную культуру своего села. Под её руководством Вышнепенский центр культурного развития реализовал проект «Живи, село родное». Елена Васильевна является участницей фольклорного ансамбля «Истоки», руководит детской студией мод «От старины до современности», студией современного и старинного костюма «Рукодельница».
Благодаря инициативности, целеустремлённости Елены Васильевны как руководителя, сегодня улучшилось содержание и качество работы Центра культурного развития, ежегодно он занимает лидирующие места в районном рейтинговом соревновании среди сельских учреждений культуры. В 2018 году Вышнепенский ЦКР был отмечен сертификатом на денежное поощрение Министерства культуры РФ как лучшее муниципальное учреждение культуры, находящееся на территории сельского поселения.
Елена Васильевна пользуется заслуженным авторитетом и уважением в коллективе. Повышенное чувство ответственности, исполнительность, целеустремленность, последовательность и обязательность в действиях и поступках вызывают уважение подчиненных, коллег, руководителей других сфер. Елена Васильевна зарекомендовала себя трудолюбивым, исполнительным, ответственным специалистом. За добросовестный труд, высокий профессионализм и вклад в развитие сферы культуры Ракитянского района Елена Васильевна в 2023 году занесена Доску почета управления культуры Ракитянского района».
За время её руководства коллектив был более 20 раз награждён дипломами за победы и участие в межрегиональных, межрайонных и районных фестивалях и конкурсах, и это говорит о том, что Елена Васильевна и вторую свою работу выбрала верно. Кстати, здесь снова пригодилось её умение шить. Все артистические костюмы прошли через её умелые руки, что аккуратно починено, что изготовлено ею, но так, что не отличить от оригинала полуторавековой давности.
В ЦКР, который местные по привычке тепло именуют клубом, не закрываются двери: школьники прибегают на кружковые занятия, взрослые собираются на репетиции или просто заглядывают поздороваться, перекинуться словом. Тянет людей сюда как в былые времена, когда и телевизоров не было, и навороченных телефонов, заменяющих многим живое общение. В Вышних Пенах не утеряна ни связь поколений, ни жажда сохранить родную культуру, ни гордость от того, что являемся мы частью великой и могучей России во всём её разнообразии. Есть в этом заслуга и Елены Бажановой. Глядя в её глаза, в глубине которых прячутся смешинки, понимаешь, что сил, задора, куража ей хватит не на один юбилей, который она встретит вместе с родными «Истоками», односельчанами, в кругу родных и друзей.