Мастера декоративно-прикладного мастерства самобытны, не похожи друг на друга. Вот и в этот раз жизнь свела с интереснейшим человеком, чей талант только расцветает, но уже налицо мощный задел и широкая перспектива. Антонина Мартынова в начале сентября вошла в коллектив ЦКР «Молодёжный» и набирает желающих в кружки «Ватная игрушка» и «Лоскутное шитьё».
Родилась Антонина Вячеславовна в 1975 году в Харьковской области, но в 10-летнем возрасте её родители увезли в Строитель Яковлевского района, и там прошла большая часть её жизни: первое замужество, рождение двух сыновей, развод. Там же её познакомили с Евгением Мартыновым, который стал её вторым мужем и отцом дочери Ульяны. Первую половину взрослой жизни наша героиня проработала маляром, и только рождение дочки что-то в ней разбудило, дало толчок для творчества. В то время семья, получив материнский капитал, приобрела дом в Вышних Пенах, родном селе Евгения. Дочь росла спокойной, давала ей много свободного времени, за которое Антонина вывязала красивую накидку на коляску, мастерила куколок. Посмотрев на эти «художества», тётя мужа, Нина Александровна Бабынина, которая работала в Вышнепенском ДК, предложила: «А давай-ка к нам!».
Повезла её в Ракитное, а тут поставили условие: возьмут, если будет получать образование в вузе. В том же 2013 году Антонина поступила в Белгородский государственный институт искусства и культуры на факультет народно-художественной культуры по специальности «руководитель декоративно-прикладной студии». Там перед ней открылся громадный мир народного творчества. Если вязать крючком и на спицах она умела давно, то другие промыслы, техники и способы изготовления «продукции» затянули с головой. Она освоила ткачество, вышивку, лоскутное шитьё, бисероплетение, верховую набойку, научилась работать с глиной, занималась резьбой по дереву. В 2017 году она стала директором Вышнепенского ЦКР, а год спустя её семья переехала в Яковлевский район: там ей предложили в Доме ремёсел интересную тему, которой она к тому времени прочно заболела, и имя ей было народная кукла.
У меня создалось впечатление, что о предмете своей страсти, этнической кукле, Антонина Вячеславовна может рассказывать часами, не повторяясь и выдавая на-гора такие «изюминки», что впору диву дивоваться, откуда она всё это знает?!
Чего только стоит рассказ о её свекрови Валентине Александровне Мартыновой, которая не сразу, по чуть-чуть, буквально по чайной ложке даже не в час, а в месяц «выдавала на гора» воспоминания о сезонных игрушках вышнепенской детворы послевоенной поры. Наверняка они уходят корнями гораздо глубже, в дореволюционный деревенский быт. Так вот, представьте себе: дети с нетерпением ждали первого ласкового солнышка, проталин и сохнущих бугров и крутояров, там в достатке было глины, или, как его называли наши москали, глея. Из того глея девочки лепили примитивные игрушки-куколки. Выдерживала усушку и утряску грудь будущей куклы – быть ей бабой, отваливалась – знать, мужик. Обряжали их в лоскуточки и играли, а разбивалась, не беда, лепили новую. Когда приходили морозы, наступало время куколок из ниток, которые девчушки тайком срезали с ткацких станов матерей или бабушек.
Хорошо, если ничего нужного второпях не отрезали, а то можно было и подзатыльника или чего крепче схлопотать! Туловище у такой игрушки для экономии делалось из газет, и была она высотой 50-60 сантиметров. А вот третий вид игрушки был всесезонным, назывался шестимешочная, и, кажется, был доступен далеко не всем: мешочек-голова, мешочек-туловище и по мешочку на руки-ноги. Это где набраться материала на всех?
Вот такие интересные сведения сообщила невестке в 2018 году Валентина Александровна, когда та по заданию мастера, у которого обучалась премудростям ремесла, пошла собирать сведения о прошлом у местных бабушек. Этнографическая кукла отличается от обычной народной тем, что несёт на себе отпечаток местечковости, и такого больше нигде не будет. Она уникальна. Антонина собирает личную коллекцию, в ней уже больше 100 кукол.
Наша героиня с головой погрузилась в тему, но этого ей было мало, она с рвением новичка ездила и продолжает ездить на все интересные и значимые семинары, мастер-классы, её не останавливают ни расстояния, ни цены мероприятий (далеко не все они бесплатны), знания важнее. Антонина Вячеславовна была Москве, Санкт-Петербурге, Серпухове, Курске, экопарке Юхновград в Калужской области. Трижды посещала остров Кий в Архангельской области на Белом море. Первый раз сама, второй раз взяла с собой дочь, в этом году были втроём (с дочерью и мужем). Уже сделала заявку на будущий год, родные тоже поедут. Там собираются мастера-кукольницы, делятся своими умениями и навыками, может, поэтому одна из самых любимых у неё (ну кроме наших, разумеется) – архангельская куколка. Сама уже дважды проводила там мастер-классы.
Она принимает участие в конкурсах, и одна из первых значимых наград была ею получена как раз за ту самую сезонную глиняную куколку. Диплом победителя ей вручили в Санкт-Петербурге в 2023 году. У неё гигантское портфолио: более 300 грамот и дипломов за пять лет работы с куклами. Самыми значимыми она считает несколько, в том числе московский диплом 2023 года за профессиональное мастерство в выставке «Куклы мира от Африки до Японии». За такой короткий путь это громадный шаг вперёд.
Не скрою, вживую я её игрушек не видела, но даже с экрана монитора и фотографий они производят неизгладимое впечатление. Безликие, они настолько эмоционально передают всё, что задумал автор, что пробирают до слёз. Тема войны близка и актуальна, как никогда. И работы Антонины Вячеславовны «Начало войны» и «Освобождение села» не могут оставить равнодушным никого. Позы всех участников действа выразительны, естественны. Остаётся только восхищаться умению мастера оживлять своих героев. Однажды её работа настолько зацепила человека, что ту пришлось продать, хотя Антонина редко и неохотно расстается с куклами, в каждой из них частица её души. А дело было так. В 2019 году у неё состоялась первая персональная выставка, она тогда приехала окрылённая с конкурса «Мастера в соловьином крае», где стала лауреатом второй степени. И сразу же её позвали в БГТУ им. Шухова в Белгороде. Одной из работ был «Вольный художник». Прототипом послужил один из коллег-мастеров. Все, кто знал его, говорили о невероятном сходстве. Даже не зная этого, нельзя не отметить характерность, индивидуальность, некое вольнодумство образа. Кажется, у него есть крылья, и он, свободный, может, если захочет, даже улететь к звёздам. Восхитительная работа. Вот на неё и «запал» ни много ни мало атташе Германии. Пришлось Антонине расстаться с куклой. Вторую такую и захочешь, уже не сделаешь.
За пять лет работы с Строителе через её заботливые руки успело пройти 60 детей и около 30 бабушек. С ними у Антонины Вячеславовны был проект, они изготовленных кукол отправляли на Донбасс деткам на Новый год.В ЦКР «Молодёжный» у неё всё впереди, и как же мне после знакомства с мастерицей хочется записаться к ней на занятия, а вдруг и я хоть на ноготок, хоть на капельку научусь что-то делать, как она? Вот было бы здорово!