Наверное, в каждом коллективе есть старейшина, человек, умудрённый опытом, помнящий тех, кто уходил на пенсию, делал первые шаги в профессии, а потом достигал определённых высот или уходил, меняя место работы. В небольшом коллективе межрайонки таковым является Николай Петрович Гаманилов. Он проработал в газете почти 40 лет! Трудно подсчитать количество репортажей, заметок, интервью, очерков, подготовленных им за эти годы. Думаю, каждая публикация запомнилась, отпечаталась в сердцах читателей. Особый стиль Николая Петровича постоянные подписчики узнавали с первых строк и всегда ждали его новых материалов.
Решение Николая Петровича уйти на заслуженный отдых для коллектива стало неожиданностью. Мы настолько сработались, что казалось, кто-кто, а наш старейшина был, есть и будет в нашей газете.
Я говорю Вам, дорогой Николай Петрович, огромное спасибо, за Ваш труд, житейскую мудрость, профессионализм, передаю слова глубокой благодарности и признательности от главы администрации Краснояружского района Валерия Бурбы коллег по пресс-центру. Здоровья Вам и долгих-долгих лет жизни, в том числе и творческой, ведь человек, отдавший четыре десятилетия журналистскому перу, не может его оставить. С нетерпением будем ждать новых материалов теперь уже внештатного автора Николая Гаманилова.
Марина Борисенко, главный редактор газеты «Наша жизнь»
Всё, что имеет начало, подходит к своему логическому завершению, то есть к концу. В этой связи античные римляне изобрели свою знаменитую фразу «Помни о смерти!», а соратник Петра Великого, учёный, густо обросший различного рода легендами, генерал-фельдмаршал и политический деятель Яков Брюс ограничился лаконичным «Мы были…». Во всяком случае, именно такая эпитафия значится на его могильной плите. Признаться, не особенно хочется продолжать данное повествование в том же духе, но свою трудовую деятельность протяжённостью в 53 года я завершаю. Начинал в 1967 году с отделения «Сельхозтехника», затем армия и почти 15 лет в автоколонне №1387. С начала июля 1985 года (переводом) мне довелось работать уже в газете «Знамя коммунизма», а после смены названия и учредителей – в межрайонной газете «Наша жизнь». В редакции межрайонки занимал разные должности, но главное – благодаря моему скромному перу читатели узнавали своих земляков, случалось, с совсем неожиданной стороны…
— Петрович! Ты когда наконец критики в свои рассуждения добавишь? – спрашивал меня ещё лет тридцать тому назад один из диспетчеров автопредприятия, где я раньше трудился инженером.
— А ты сможешь, – нашёлся я, – не путевой лист утром шофёру выписывать, как велела тебе дирекция, а пойти в мастерскую и с парой слесарей ремонтом ходовой части грузовика заняться?
В ответ, словно из гоголевского «Ревизора», – немая сцена, а затем изумлённое восклицание:
— Так ты что, тоже на работе?..
Ещё один жизненный факт, актуальный для «лихих» девяностых годов. Тогда СМИ, в первую очередь центральные, принадлежали нескольким олигархам, поэтому критики, особенно в адрес конкурентов на телевидении и в печати хватало с избытком. Несколько известных в стране журналистов, включая Владислава Листьева и Дмитрия Холодова, были показательно убиты, многие покалечены. В других не очень крупных городах РФ били в основном корреспондентов местных газет, за их слишком пристрастное отношение к рождению «благородной» частной собственности. Делёжка народного добра шла серьёзная, редко с молотка, а чаще «по понятиям» или знакомству, уходили не то что фабрики и заводы, а целые комбинаты! Тогда именно журналисты, нередко выражавшие мнение простых россиян, после очередной скандальной публикации становились почти национальными героями. Наивные читатели при этом не подозревали, что даже грамотный и выверенный во всех отношениях материал журналист не может самостоятельно опубликовать без решения главного редактора. Именно этот руководитель подписывает номер в печать, нередко правит статью и всегда несёт прямую ответственность буквально за всё опубликованное! Отсюда вывод: даже слабое письмо может превратиться во вполне удобоваримый рассказ, как, впрочем, и наоборот. Однако у героя или антигероя каждой нашей публикации в памяти читателей остаётся лишь фамилия корреспондента. Именно его потом, образно говоря, хвалят или… бьют!
Незадолго до того, как я впервые переступил порог редакции, главным редактором газеты «Знамя коммунизма» назначили бывшего секретаря Ракитянского райкома КПСС по идеологической работе Анатолий Ильич Доценко. Раньше именно он, помимо прочей работы, распоряжался подписными изданиями книг, поэтому меня знал хорошо как книголюба и ещё, безусловно, как секретаря первичной партийной организации войсковой автоколонны. Когда районке потребовался сотрудник для второй полосы «Партийная жизнь, промышленность», Анатолий Ильич, не откладывая дело в долгий ящик, предложил именно мне должность корреспондента. По диплому вуза я инженер-механик, что же касается общественной работы, то избирался поселковым депутатом, председателем цехкома, свыше двенадцати лет подряд был секретарём партийной организации. На мои попытки объяснить, что я не имею понятия о том, как писать статьи, услышал:
«Читать любишь, писать сможешь!», – по райкомовской привычке отрубил, главный редактор, предлагая собрату по партии немедленно и кардинально поменять профессиональную сферу деятельности.
К слову, книги в прошлом веке читали и собирали собственные библиотеки многие уважаемые жители городов и провинции, но некоторые престижные подписки оформлялись исключительно через идеологический отдел райкома КПСС. Дефицит! За многие годы подобного «собирательства» меня хорошо знали все райкомовские секретари, не говоря уже об инструкторах. Расплачивался я исполнением ряда поручений, как правило, связанных с командировками в город Белгород: семинары, встречи со столичными агитаторами и пропагандистами, редакторами или корреспондентами партийных и общественных журналов. Как оказалось в дальнейшем, эти встречи вылились в хорошую школу, ибо многие журналисты центральных изданий СССР имели учёную степень если не кандидата, то доктора наук. Позже мне стало понятным и выражение «писать сможешь», потому что литературному сотруднику ставилась конкретная задача: освещать деятельность местных партийных и профсоюзных организаций, промышленных и государственных предприятий, работу которых я прекрасно знал изнутри. Районная же газета «Знамя коммунизма» имела три подразделения: «сельскохозяйственный отдел», «партийная жизнь и промышленность», «отдел работы с письмами». Первая полоса газеты была общей для всех, на ней печатали главные новости Ракитянского района, реже Белгородской области и страны в целом.
Впечатления от коллег по работе с первого дня были в основном благоприятные, если не сказать больше. Например, ответственный секретарь Станислав Лукич Тарасов лично для меня подобрал ряд публикаций с классически грамотными интервью, репортажами, очерками и зарисовками. Умница и талантливый журналист, сам Станислав Лукич со временем стал ещё и хорошим писателем, автором десятка книг. Никогда и никому не давал своих подчинённых в обиду главный редактор Доценко. Даже опровержения на газетные «ляпы» или несправедливую с нашей стороны критику печатались на четвёртой полосе мелким шрифтом и в выражениях, не оскорбительных для допустившего прокол корреспондента. А ошибки были из‑за сложностей с набором номера в местной типографии. Случались катастрофичные провалы из‑за того, что сведения устарели, или собственной недисциплинированности сотрудника.
Из редакционного транспорта в гараже стоял один убитый временем УАЗик, поэтому связь с населением осуществлялась по телефону, когда собеседника не только не видишь, но и не знаешь. Много мы ходили пешком, часто использовали попутный транспорт, междугородний или внутрирайонный автобус.
Газета всегда и повсеместно всеми была востребована. Пара унылых каналов на телевидении, отсутствие интернета и дефицит популярных книг и журналов не предоставляли человеку особого выбора. Скажу больше: для большинства населения той поры районка воспринималась ещё и как истина в последней инстанции, особенно если речь шла о решениях и постановлениях местной власти. Разгромная статья в адрес директора предприятия или председателя колхоза, как правило, согласовывалась с райкомом КПСС или была следствием прямого указания, мол, «СМИ нужно срочно подготовить общественное мнение». С другой стороны, критика руководителей невысокого ранга или критические замечания в адрес начальства, прозвучавшие во время проведения партийных и профсоюзных собраний, вполне допускались. Грамотные и способные журналисты этим пользовались и таким образом добросовестно заслуживали уважение у своих читателей.
Прекрасно знал сельское хозяйство и всех специалистов с ним связанных, заведующий отделом Пётр Стефанович Семикопенко. Умели подать материал, причём каждый для своего круга читателей, журналисты Екатерина Николаевна Крисанова, Владимир Андреевич Саенко, Александр Яковлевич Шкилёв, Василий Тимофеевич Чернобров. Отдельной похвалы от всего сердца и благодарности заслуживает корректор Нина Алексеевна Фролова. Она умела всё: исправить наши ошибки, отредактировать любой очерк, лично написать прекрасный материал.
Мы не часто печатали очерки, ещё реже рассказы, зато много репортажей подавалось газетой прямо с рабочих мест.
Часто популярности издания способствовали в те годы такие авторы, как ветеран войны и труда Михаил Денисович Тверитинов. Стихи умудрённого жизнью фронтовика брали за сердце горькой, порою страшной, правдой. С поэтического дебюта в районке начинался творческий путь сегодняшнего редактора газеты Марины Станиславны Борисенко.
Я часто думаю: если сравнить настоящую и прошлую районные газеты, кто выиграет? В плане оформления (внешнего вида), в том числе из‑за цветных фотографий современных шрифтов, оптимизма от тех свершений и достижений, которые действительно имеют место быть в Краснояружском и Ракитянском районах, хороша «Наша жизнь». Жаль, что падает тираж, но на то есть объективные причины. Основной источник информации сегодня – сеть Интернет, где люди свободно и на выбор читают международные, российские, областные и даже районные новости. В условиях прогресса даже некогда миллионные издания самых популярных книг, журналов и газет сегодня констатируют падение тиражей. Можно часами дискутировать на данную тему. Но то, что межрайонная газета «Наша жизнь» нынче качественный и современный еженедельник, причём один из лучших в Белгородской области, неоспоримый факт.
Лично я благодарен судьбе за возможность узнать о жизни и прикоснуться сердцем ко многим, лично поведанным журналисту, человеческим судьбам. Ведь это же сотни людей! Кому‑то удалось помочь, кого‑то просто ободрить, заставить благодаря публикации в газете поверить в свои силы.
Писатель-земляк Николай Алексеевич Фролов, ознакомившись с газетными архивами, решил использовать наиболее удачные мои корреспонденции для краеведческого сборника, своеобразного слепка эпохи на сломе столетий. По мнению Николая Алексеевича, рассказы о современниках-земляках: участниках войны, передовых рабочих и колхозниках, врачах и учителях, разноплановых специалистах и руководителях, как и репортажи о газификации сёл, повсеместном строительстве и благоустройстве, новом производстве, росте благосостояния граждан, а в общем‑то о возрождении Краснояружского района, пригодятся будущим поколениям. Больше половины газетных материалов уже были отсканированы, и подготовлены к отдельной публикации, но, к сожалению, человек не вечен. Без Фролова данная работа стала. Зато во многих семейных архивах, и я это точно знаю, сохранились снимки и мои газетные зарисовки или очерки. Пусть они хотя бы иногда будят у пожилых людей приятные воспоминания об успехе и счастливых днях, наполняют сердца молодых гордостью за старшее поколение!
Вполне, вероятно, прочтут и мою фамилию. Как и здесь, там она, хотя и в самом конце публикации, но тоже будет значиться…
Николай Гаманилов