История родного края складывается из сотен тысяч историй людей, живущих на этой земле и когда‑то живших. Белгородчина на протяжении нескольких веков была форпостом Российского государства, поэтому служить Отечеству считалось одной из главных мужских традиций во все времена. Постоянная борьба с опасностью, привычка к лишениям, самоотверженность, товарищество, взаимовыручка, чувство родного очага способствовали формированию особого типа характера и отношения к службе. Эти качества по‑особому высветила Великая Отечественная война. Она подарила каждой семье свой «пантеон героев», портреты которых всегда висели рядом с иконами святых. Нам не довелось с ними встретиться, почти не осталось тех, кто их помнил, но тем дороже в этих воспоминаниях каждая строка.
Летом 1941 г. с родины отца – Илёк-Пеньковки – на фронт ушли оба его деда: Василий Леонтьевич Радченко и Владимир Кузьмич Солошин. Оставив дома по четверо детей, они в полной мере разделили судьбу своего поколения. Василий Леонтьевич, работавший до войны в колхозе «Память Ильича» плотником, стал сапёром 187-го отдельного сапёрного батальона 162-й стрелковой дивизии. 10 июля 1942 года при выходе из «харьковского котла» в бою у села Бурлук его ранили. После госпиталя признали негодным к строевой службе и направили на работу в город Свердловск, на «Уралмашзавод». Прадед был награждён медалью «За боевые заслуги», вернулся домой в 1946 году и вновь стал работать в колхозе. Был полеводом, овощеводом, кладовщиком. Плотничал, помогал вдовам и родственникам. Прадед Василий был человеком верующим, по вечерам читал соседкам Библию, его считали человеком мудрым и ходили к нему за советом… Он не дожил несколько месяцев до 30-летия Победы, но старожилы улицы вспоминают Василия Леонтьевича до сих пор.
Другой прадед, Владимир Кузьмич Солошин, до войны работал главным бухгалтером Краснояружского райпо. Воевал в артиллерии. В одном из тяжелых боёв (предположительно на смоленском направлении) было разбито орудие и погиб весь орудийный расчёт старшины Солошина, а ему раздробило кисть руки. Пока искал своих, приключилась гангрена. После ряда ампутаций руку отняли по самое плечо. Долго кочевал по госпиталям, дома его считали погибшим: после освобождения села пришёл сослуживец из села Вязовое.
«После боя Володьку мы больше не видели, помянули и вещи его разделили», – сообщил сослуживец.
Осенью 1943 года Владимир Кузьмич вернулся домой и вскоре был назначен председателем колхоза «Память Ильича». Проработал в этой должности до конца войны. Его жизнь трагически оборвалась в 1946 году. Был он честным, человечным, многим старался помочь, за что самому неоднократно пришлось отвечать. Спустя годы пожилые люди добром вспоминали Владимира Кузьмича, рассказывая о нём каждый свою историю.
В 1943 году, после освобождения нашего края, на фронт призывали мальчишек, подросших за время оккупации. Сын Василия Леонтьевича Радченко, Иван, ушёл воевать в 16 лет. Его определили мотоциклистом-разведчиком 77-го отдельного мотоциклетного батальона 183-й отдельной механизированной бригады 10-го танкового корпуса. Он принимал участие в боях на Курской дуге у посёлка Яковлево, на высоте 254,2, где сейчас находится мемориал «Героям Курской битвы». Ивану довелось освобождать родную землю: на рассвете 7 августа 1943 года их корпус, пройдя через село Сергиевка, прорвал вторую линию обороны противника южнее Теребрено у хутора Погорелый, завершив окончательное избавление Краснояружского района от оккупантов.
Освобождение Украины, битва за Днепр, сражения в Восточной Пруссии – фронтовые дороги старшины Радченко отмечены орденом и несколькими медалями. После Победы танковый корпус передислоцировали в город Борисов Минской области, где Иван Васильевич, отслужив срочную службу, решил связать свою жизнь с армией и служил в штабе корпуса до самого выхода в отставку. На память о своих фронтовых дорогах он оставил две тетради воспоминаний: «Боевой путь 77-й отдельной мотоциклетной бригады» и «Боевой путь 10-го танкового корпуса», которые являются нашей семейной реликвией.
Младший брат Владимира Кузьмича Солошина, Николай, как и многие сверстники-земляки, в марте 1943 года был призван в 232-ю стрелковую дивизию. Принимал участие в освобождении Украины и её столицы города Киева. После неудачного наступления на Житомир наши войска вынуждены были отступить. Николай Кузьмич Солошин пропал без вести в декабре 1943 года в районе села Устимовка Васильковского района Киевской области при выходе из окружения. Перед праздником своего небесного покровителя – святителя Николая – ему исполнилось бы двадцать лет. Впоследствии жительница села прислала семье письмо, в котором рассказала, что солдат был захвачен в плен, его жестоко пытали, затем казнили и бросили в погребе на картошке.
«Никто так не пострадал, как бедный Николай», – писала очевидица.
Этими словами, пока были живы, оплакивали его родные сёстры. В 1970–1980 годах место гибели пытались разыскать родственники и красные следопыты Илёк-Пеньковской школы, но безуспешно. Так и перешёл этот долг через поколения к нам.
Из круга близких родственников, призванных в 1941–1943 годах, восемь погибли, шесть вернулось домой, почти все были ранены, контужены, многие получили инвалидность. Тяготы и лишения, перенесённые на фронте, во многом сократили их жизни. Никто не вступил в возраст долголетия, и мне не пришлось ни с кем из них встретиться и пообщаться лично, но память, живущая в нашем роду, и документы военных лет помогли восстановить их фронтовые судьбы.