Local Logo
Новости Ракитянского и Краснояружского районов Белгородской области
81.49
+0.00$
92.84
+0.00
+22 °С, ясно
Белгород

Боевая связь поколений

27 апреля , 14:0080 лет ПобедыФото: Людмила Слабковская

«Тыл - это половина победы, даже больше», – когда-то эти слова произнес легендарный маршал Георгий Жуков, и сейчас они актуальны как никогда.

Мы часто пишем о том, как и чем наши земляки помогают бойцам СВО. На линию боевого соприкосновения, а также мирным жителям новых территорий отправляют тонны гуманитарного груза. Неизменно в акциях помощи участвуют пенсионеры. Бойцы такие посылки принимают с особым трепетом, радуются письмам, в которых к ним обращаются не иначе как «сынки» и «внучки». 

Сегодня хочу познакомить наших читателей с замечательным человеком, участницей Великой Отечественной войны и труженицей тыла Екатериной Петровной Кравцовой. Ей уже 93 года. С первых минут общения с ней я была поражена, откуда у этих людей берутся силы, чтобы отдавать их кому-то еще, кроме самых близких. Екатерина Петровна меня ждала и готовилась к нашему разговору. Она передала мне тетрадь, полностью исписанную ее рукой. Свои воспоминания она назвала «Крик души». Прочитав их, я долго оставалась под впечатлением, осознав, какой ужас пережило то поколение. Но эти люди душой не очерствели, стараются помогать нашим воинам и своим примером показывают, что только вместе мы сможем спасти нашу Родину. 

Молюсь за наших мальчиков-военных

Екатерина Петровна с первых дней проведения СВО помогает нашим защитникам. Для ребят она передала из личных сбережений много постельного белья, полотенец, одеял, посуды. Каждый месяц с пенсии переводит по 500 рублей на нужды военных.

Для солдат она вяжет шерстяные жилетки, носки, накультники. За три года натруженные руки Екатерины Петровны связали 33 накультника, 66 пар теплых носков. Рукодельница сама распускала маленькие свитера, немодные вязаные платья и всю пряжу пускала в работу.

«Я просыпаюсь в 5.30 утра, а мама уже сидит, вяжет, и до поздней ночи спицы в ее руках», - рассказывает дочь Надежда Павловна.

К слову, овладела этим навыком Екатерина Петровна в 1941-м. История повторяется и вот уже вяжет бойцам не девочка, а бабушка Катя. 

«Дорогие наши защитники: сыночки, внуки и правнуки. Обращается к вам 93–х летняя бабушка Катя, поэтому все три поколения мне подходят. За долгую жизнь мне дважды приходилось вязать носки нашим воинам. Когда началась война, мне было всего 11 лет. У меня было еще семь братьев и сестер. Мы всей семьей пряли овечью шерсть, вязали носки, варежки. Трудились все: от мала до велика. И вот – Победа! Казалось, на века! Но нет, опять нечисть напала на нашу землю, опять война. Вам очень и очень непросто. Хочется хоть чем-то помочь. И вот через 80 лет снова вяжу носки для солдат. Каждый носок вяжу с молитвой, с надеждой о помощи Господа. И тепло моей души и рук поможет вам в борьбе с врагом. Знайте, что мы верим вашим справедливым действиям, надеемся на Победу и любим вас! Ждем возвращения домой живыми, невредимыми, с Победой! Да хранит вас всех Господь!» - обращается Екатерина Петровна к нашим защитникам.
Фото: Людмила Слабковская

Нельзя это вычеркнуть из памяти

Екатерина Кравцова родилась в селе Нижние Горки Курской области. Девочка была совсем ребенком когда началась Великая Отечественная война. Практически в первые дни отца забрали на фронт, где через год он погиб. Осталась мама одна с восемью детьми, старшей дочери было 16 лет, а младший еще грудничок. 

Екатерина Петровна четко помнит день, когда в село вошли немцы. Приведу несколько выдержек из ее тетради.

«Сначала полетели самолеты, их было 22. Бомбили мирное население, хотя видели, что в деревне остались одни женщины и дети. В первые минуты погибли четверо взрослых и пятеро детей, шестерых раненых мы нашли и оказали помощь. Я никогда не забуду как соседка баба Нюра с дочкой и внуками побежали к реке, а по ним прилетели бомбы. Дочь убило сразу, на глазах у маленьких детей. Баба Нюра, вся в крови, несла части тела, чтобы похоронить, а три ее внука держались за ее окровавленную юбку. Прошло очень много лет, а это мне снится до сих пор. Нельзя это вычеркнуть из памяти. После самолетов шли танки, легковые машины, загудели тяжелые мотоциклы, даже на велосипедах ехали немцы. Они заполонили все село, ходили по дворам, забирали продукты, птицу. Зашли к нам во двор и начали требовать молоко и яйца, мать молоко отдала, а яиц у нас не было. Так этот немец приставил пистолет маме к виску со словами: «Матко пук». Мы все плакали, кричали, очень боялись за маму. Хорошо, что второй немец сжалился и отобрал пистолет. Поселились фашисты в нашем доме, а мы все в сарае ютились. Чтобы как-то добыть еду, мы все ходили в поле работать. Взрослые цепями молотили зерно, а мы, дети, раскладывали в снопы, переворачивали их на другую сторону, затем развязывали и убирали солому в сторону. По окончании рабочего дня получали зарплату: взрослые полный котелок зерна, а дети – половинку. Это мы ели летом, зимой было совсем тяжело. Немцы, которые у нас жили, ели колбасу, макароны и много другой еды, а объедки выкидывали во двор. Мы ждали наступления темноты и шли собирать это на земле. Так и выживали», - описывает начало войны Екатерина Петровна. 

Женщина со слезами на глазах и большой благодарностью вспоминает свою маму. Очень тяжелую жизнь она прожила, в этих ужасных условиях сберегла всех детей, никого не бросила и не отдала. Старшую девочку немцы хотели угнать в Германию. В этот момент мама с детьми болели тифом. Не думая о своем тяжелом состоянии, женщина смогла спрятать дочку от немцев. Несмотря на то, что в доме жили немцы, мама умудрялась оказывать помощь партизанам, она ходила за 7 километров в лес, передавала нужную информацию. Местный полицай выследил и сдал ее фашистам. На глазах у детей немцы поставили висельницу и собирались совершить казнь через повешение. От смерти спас приход красноармейцев в деревню. В 1943 году шли ожесточенные бои, враг не хотел сдаваться. Три раза наши войска отступали и снова шли в наступление. В это время в доме Екатерины Петровны был оборудован госпиталь, привозили большое количество раненых бойцов.

«В хате стояли стон и плач. Мама осторожно голову солдатам поднимала,а я из большой солдатской кружки поила их колодезной водой. Раненые лежали повсюду, даже на нашей печи. Мы, свернувшись в клубочек,  коротали ночи на большой скамье на соломе. Потом раненых перевозили в Воронеж, а к нам поступали новые. Мы помогали бойцам, чем могли: перевязывали, кормили похлебкой из травы. А ночами пряли овечью шерсть и вязали носки и варежки на фронт. Спицами владели даже маленькие братья, - рассказала Екатерина Петровна.
Фото: Людмила Слабковская

Суровые послевоенные годы

В первые годы после войны в стране был массовый голод, причиной которого стал неурожай, вызванный засухой и разрухой. Люди выживали, как могли. Семье было особенно тяжело, отец не вернулся с фронта, не было мужской помощи, надежного плеча. Мама варила похлебку из травы, пекла хлеб из просеянной шелухи, желудей и листьев липы и делила на всех, чтобы с голоду не умерли. Детям не во что было одеться и обуться. Из конопли пряли холст и полотно. В семье была швейная машинка, всю одежду сами себе шили, своими руками плели лапти. В деревянной бочке пепел разводили водой и в этом растворе стирали одежду, потом в любую погоду несли к колодцу полоскать. Швейную машинку пришлось продать и купить корову. Кормилицу сами выводили на выгул, старались добыть для нее еду. Были рады каждой кружке молока, ведь она спасала от голодной смерти. В то время были очень суровые зимы, кое-как топили в доме, стены покрывались инеем, а вода в ведрах к утру замерзала.

«В зимние вечера все дети были заняты работой до 12 ночи: кто лапти плел,  прял, веревки вил, кто-то уроки учил, и все это при тусклом свете одной керосиновой лампы. Спать ложились сначала меньшие, а потом и старшие. Когда засыпали дети, мама становилась на колени и подолгу молилась, слезно просила сберечь ее деток. Однажды я слезла с печи, потихоньку подошла к ней и говорю: «Мамочка, хватит, ложись спать, скоро уже утро наступит. Тут она в меня уткнулась, и начала громко плакать и причитать: «Родненькие мои, сироточки, как же мне с вами выжить и всем вам, родненьким моим, жизнь сберечь». Я сейчас уже плохо слышу, но слова и плач матери стоят в ушах по сей день. Я до сих пор благодарна маме за то, что она для нас делала. Такие вдовы честь и славу заслужили, на своем горбу свою и мужскую работу тащили. И детей растили, и в войну фронту помогали, создавая надежный тыл бойцам, приближая Победу. Благодаря таким матерям наша страна в то время выживала и поднималась из руин.Сейчас опять все вернулось, опять фашисты пытаются задушить наш народ.Только вместе, оказывая помощь нашим защитникам, мы сможем победить. Никому нельзя оставаться в стороне, отсиживаться за спинами других. Нашим ребяткам очень тяжело, и они нуждаются в нашей помощи и поддержке», - говорит Екатерина Петровна.

У солдат должен быть надёжный тыл

Всю свою жизнь ветеран войны посвятила работе в колхозе. У нее 44 года непрерывного стажа. Начинала трудовой путь с доярки, потом работала кассиром в колхозе. После этого ее поставили заведующей двумя фермами: свино-товарной и молочно-товарной. Это время Екатерина Петровна проработала 7 лет без выходных. У труженицы множество медалей и наград. Долгое время ее портрет был на Доске почёта.

Детей и внуков она тоже приучила к труду. С мужем Павлом Михайловичем они прожили 29 лет и воспитали двоих детей и четверых внуков. Все работают, при этом каждый старается помочь нашим военным. У Екатерины Петровны уже 9 правнуков, она с гордостью о них рассказывает. Старший студент Московского университета прокуратуры РФ. Младшие дети учатся в школе и ходят в детский сад. Для каждого из них прабабушка является примером. Глядя на нее, дети понимают, какую пользу может принести каждый, помогая нашим защитникам. Даже маленькая помощь это вклад в общую Победу. У наших солдат должен быть надежный тыл.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Людмила Слабковская
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 12:56
Вячеслав Гладков – о строительстве мемориала «Заживо сожжённым»
Материал
Общество30 апреля , 17:00
Вячеслав Гладков – о личных социальных сетях и их развитии
Материал
Общество30 апреля , 16:11
Вячеслав Гладков: «Планируем построить Суворовское училище в регионе»